Рууд Гуллит


Дата рождения: 1 сентября 1962 года
Место рождения: Амстердам
Амплуа: полузащитник/нападающий
Дебют за сборную:
1 сентября 1981 года Голландия - Швейцария
Матчей за сборную: 66
Голов за сборную: 17

"При положении дел столь жалостном я с отвращением покинул селение и ныне взываю о помощи ко всем любителям точного времени и доброй капусты. Сомкнутым строем устремимся к местечку, и восстановим старый порядок вещей в Вондервоттеимигтиссе, сошвырнув этого негодного с колокольни"!
Эдгар Аллан По, "Дьявол на колокольне".

Иль Беатриче стала проституткой,
Глухонемым - великий Вольфганг Гете
И Байрон - площадным шутом… о ужас!
Н.С. Гумилев.

"Трудно представить, что истина может лежать не только в границах системы ординарного человеческого понимания, но и вне её.., а духовное бытие - как будто константа, метафизическая доминанта, не прекращающая своей жизни даже после исчезновения материи". Слова Сальвадора Дали, вынесенные прологом к этой статье, являются также и фантастически совершенным отражением её идейного наполнения.. Более 8 лет минуло с тех пор, когда кумир миллионов, капитан легендарной голландской сборной 88 и попросту "Черный тюльпан" Рууд Гуллит провел свой прощальный матч в качестве действующего футболиста. Но восприятие его игры простирается намного дальше всевозможных пределов банальных временных измерений. Она подобна картине, выполненной зрелищными красками первоклассного художника, - шедевра, не блекнущего с течением хода истории и, как подлинное достояние искусства, вызывающего трепетное восхищение при первом же с ним соприкосновении. Она, словно тысячелетиями назад потухнувший вулкан, но в любую секунду готовый разверзнуться ярко-красными столпами огненного фейерверка. Она..
Рууд Гуллит родился в тот "праздничный" день, когда все школьники России, печально понурив голову, отправляются в новый поход за знаниями. О детстве, кстати говоря, самого голландца известно не так уж и много. Впервые опробовав мяч, он стал грезить футболом и все освобожденное от рутинных занятий время проводить на окраинах Амстердама, гоняя "кожаную сферу" в обществе таких же подростков. Что любопытно, Рууд рос вместе с Райкаардом (жили совсем рядом) и в футбол играли тоже вместе. Вот и возникла мощнейшая связка двух игроков-переходников: из защиты в полузащиту и из полузащиты в атаку. Вдвоем, они даже пробовали создать музыкальную группу, где именно "Черному тюльпану" отводилась главенствующая роль в силу наличествовавшего у него музыкального слуха. Талантливый человек - талантлив во всем. В данном случае, с редко когда на практике встречающимся правилом - не поспоришь. Но в своеобразном споре пристрастий победить, как истинное призвание, должен был все-таки футбол. И победил. В возрасте 15 лет Рууд прекрасно проявил себя в играх за сборную команду школьников Голландии. Рослый и могучий, он выделялся не только прекрасными физическими данными, но и завораживающей техникой приема мяча, чувством гола и скоростным дриблингом, вносящим форменную неразбериху в стройность оборонительных рядов соперника. Передачи, которые сын уроженца Суринама мог буквально с закрытыми глазами переправлять на несколько десятков метров, притом, посылая их по удивительно замысловатым траекториям пути, уже тогда определяли задатки первоклассного диспетчера. Пройдут годы и Гуллит им станет, но сперва будущему триумфатору Чемпионата Европы предстоит пережить крайне болезненное разочарование.. В стране, где футбол, наряду с коньками, сродни национальной идее, а молодой, хотя бы в меру способный игрок - объект пристального и детального изучения, такая ситуация немыслима в принципе. Однако.. Представители школы амстердамского "Аякса" проявили чудовищную, граничащую с безответственностью в вопросах подобной щепетильности, близорукость, отбраковав пришедшего к ним на просмотр шестнадцатилетнего Рууда. Недальновидные педагоги посоветовали подростку обратиться в клуб с менее высокими требованиями. Им, к слову сказать, стал также столичный, но куда менее притязательный коллектив ДВС Амстердам. "Я был твердый и холодный, я был мост, я висел над бездной".
Блестящая возможность доказать неправоту "аяксовских" селекционеров, с вызывающим пренебрежением отнесшимся к собственной персоне, выдастся годом спустя, когда постоянно прогрессирующий игрок сможет сублимироваться до представлений провинциального, но превосходящего ДВС Амстердам в плане игровой организации клуба "Хаарлем". По истечению трех сезонов, проведенных в этой довольно скромной команде, молодой футболист, не по летам взрослой игрой заявивший о себе на всю Голландию, переезжает в Роттердам, который часто позиционируют как город, находящийся в антагонистических отношениях с Амстердамом. Но, как говорит Гуллит, "я этого антагонизма не ощущал, может быть, потому, что никогда не являлся фанатом "Аякса". Перед 20 - летним исполнителем, будто по мановению волшебной палочки, открывались большие, ранее только в воображении появлявшиеся дороги. Нечто из репертуара того же Дали: "Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли он такого гения!" Не открою, вероятно, колеса, если скажу, что судьбы гениев имеют свойство переплетаться. Пушкин, например, приветствовал появление нового литературного светила в лице Гоголя, а Стефан Цвейг, что засвидетельствовано в процессе частной переписки, напутствовал начинающего автора Ремарка. ВЕЛИКИМ, встретившимся на пути "Черного тюльпана", стал легендарный "летучий голландец" Йохан Кройф, оказавшийся в "Фейеноорде" годом позже самого Рууда. Для художника каждое прикосновение кисти к холсту – целая жизненная драма, а последнее прикосновение - драма вдвойне. Но Кройфу, пусть и угасавшему, хватило пару пристальных взоров, брошенных на нового одноклубника, чтобы с ювелирной точностью определить размах его потенциала: "Он прекрасно контролировал мяч.. Во всех его движениях сквозило что-то едва уловимое, но от того - не менее завораживающее. Он был похож на кота, с легкой и небрежной грацией выполнявшего свой диапазон задач на поле".. А ведь Гуллит в добавок обладал и неповторимым универсализмом, часто меняя игровые амплуа, но делая это с неизменным блеском. До прихода в "Фейеноорд", где Рууд впервые смог ощутить вкус большой победы, выиграв Чемпионат и Кубок Нидерландов, он играл этакого "волнореза", держа нити управления игры в центре поля. В последствии, был вынужден выступать на месте свободного защитника, а с переходом в ПСВ Эйндховен, рассказ о котором ещё впереди, мастерски освоился в роли атакующего полузащитника.
В 1981 году Гуллит дебютировал в составе национальной сборной. Выход, правда, получился скорее эпизодическим - регулярным игроком основы "Черный тюльпан" почувствует себя через три года.. Очередную веху в развитии карьеры наш герой перевернёт в 1985 году, избрав новым местом её продолжения ПСВ Эйндховен. Мощная, напористая, эффектная и продуктивная манера игры Рууда, адекватно отвечающая традиционному голландскому видению об эстетическом начале, как нельзя лучше вписывалась в культивируемый брабантцами футбол. В свой дебютный за ПСВ сезон игрок отличился 24 раза - в следующий ограничился отметкой в 22. Сказать, что Гуллит умел на поле абсолютно все - это не сказать ничего. Он мог на скорости побрать мяч, совершить фирменный рывок и из пределов вратарской площади нанести неотразимый удар под перекладину - вместе с тем великолепно видел поле и мог с удовольствием отдать неожиданный длинный пас партнеру, разом выводя на ударную позицию. А мог вообще ничего не делать, а всего лишь материализоваться в том месте, куда последует передача и завершить комбинацию единственным точным касанием, так как одарен был в придачу ещё и голевым чутьем. Многие вратари совершали непроизвольные ошибки уже при одном только виде 190-сантиметрового голландца, отрастившего к тому же знаменитые косички и столь необычным внешним обликом производившим устрашающее впечатление. Забыл упомянуть, что Рууд отменно играл не только ногами, но и головой. Я то забыл, а вот вратарь советской сборной Ринат Дасаев, ворота которого в финальном матче Чемпионата Европы Гуллит поразил как раз со "второго этажа" - забудет вряд ли. Притом, исполнял он все перечисленное с каким-то врожденным артистизмом и галантностью - страстно, расковано и непринужденно. За преподносимой, однако, легкостью скрывался и тонкий футбольный ум, и невидимая глазом работа креативной мысли, находившей, порой, своё воплощение в самых оригинальных и смелых вариациях. Существуют, видимо, люди, как писал Теофиль Готье, чьи извилины мозга расположены таким образом, что идеи как бы изгибаются, запутываются и закручиваются в спираль, вместо того чтобы следовать прямой линии. Первыми у них появляются идеи наиболее сложные, наиболее утонченные.. Они видят вещи под странным углом зрения, изменяющим их вид и перспективу. Из всех образов их преимущественно поражают образы необычно причудливые, бесконечно далекие от данного предмета, и они умеют вплетать их в основу таинственной нитью, тотчас же распутывающейся. Таков был стиль Гуллита - и там, где критики хотели видеть работу, усилие, преувеличение или искусственный пароксизм, там имело место вполне свободное проявление личности.
1986 год открыл новую страницу в жизни футбольного клуба "Милан". На президентский пост этой команды ступил нынешний премьер-министр Италии Сильвио Белрускони, масштабы содеянного которым трудно переоценить даже сегодня. Симптоматично, что первыми трансфертными целями известного теле-магната стали талантливейшие футболисты именно Нидерландов - "эйндховенец" Гуллит и "аяксовец" ван Бастен. У Марко первый сезон не заладился. Выдающийся бомбардир пропустил большую его часть, посещая миланские лазареты. Рууд, напротив, предстал во всей красе и с первых же матчей, блестяще обосновавшись на позиции плэймейкера, начал определять модель атакующей игры "россонери". Он, к примеру, в одиночку разорвал вдохновляемое Марадоной "Наполи" - действующего чемпиона страны (4:1).. По итогам референдума за 1987 год журналисты признали голландца лучшим футболистом Европы. Решение было настолько однозначным, что сам Марадона, редко когда спускавшийся с небес собственного самолюбия, охарактеризовал его, как более чем закономерным.
Высочайшим профессионалом Гуллит показал себя и в играх за национальную сборную Нидерландов, которая, прервав затяжную серию фатальных неудач, порадовала многочисленных болельщиков победой на немецком первенстве Европы 88 года. Команда набирала обороты от матча к матчу, а Рууд, получивший капитанскую повязку из рук Ринуса Михелса, предстал в рассвете творческих сил и фантазии. Он вел игру "оранжевых", а в финальном поединке против сборной Советского Союза, ставшим венцом и украшением незабываемого турнира, положил начало историческому триумфу, отличившись на 32 минуте игры. После, гордый, освященный лучезарной улыбкой и возвышенно благородный, - он поднимет Кубок и под нескончаемый гул аплодисментов покинет газон "счастливого" мюнхенского стадиона. Настоящий капитан, настоящая Легенда.
"Fantasista" - под этим все реже и реже ныне употребляемом термином в Италии следует подразумевать техничных разыгрывающих, в порыве импровизации выходящих за рамки жестких тактических установок. В составе "Милана" таковым "Fantasista" был Рууд, чья неповторимость и индивидуальность мало соответствовала духовному восприятию калчо, где плотность и интенсивность игры неимоверно высока и где со времен Эленио Эрреры царствует девиз, провозгласивший "не проиграть - дороже, чем выиграть". Футболисты, подобно Гуллиту, ежесекундно способные на любые сюрпризы - для Апеннин редкость и потому, возможно, их ценность и значимость возрастает во много раз. Другое дело, что отказавшегося от традиционных итальянских принципов главного тренера "красно-черных" Ариго Сакки, и, в противовес им взявшего за игровой императив зрелищность и открытость, окружали по большей частью исполнители именно такого склада, все вместе составившие неповторимый миланский ансамбль конца 80-х, начала 90-х. В 1989 году "россонери" выйграли Кубок европейских чемпионов, переиграв в финале турнира бухарестскую "Стяуа" - 4-0. Дубль на свой счет записали неудержимые в тот вечер Гуллит и ван Бастен. Клуб же, претворив в жизнь смелые грезы своего амбициозного владельца, вернулся в элиту континентального футбола, завоевав главную награду Старого Света. Последний раз наиболее котируемый трофей континента покорился многократному чемпиону Италии ровно 19 лет назад. "Я уже через пять минут после начала понял, что мы выиграем, - говорил голландец. - Мы играли слишком хорошо. Мы действительно были слишком гениальными". Это сочетание - "слишком гениальные" - стало находкой для журналистов, и многие газеты вынесли его в заголовки. Сложно не согласиться с мнением Иммануила Канта, позволившим себе правильное, на мой взгляд, утверждение: "Не так важно что сказано - главное, кем сказано". Год спустя "Милан" добьется аналогичного результата, одержав тяжелую победу в очном противостоянии с португальской "Бенфикой" - 1-0. Роль "первой скрипки" вновь сыграл Рууд - благодаря его филигранной передачи единственный гол в матче забил другой представитель сборной "страны тюльпанов" Франк Райкаард, присоединившийся к Гуллиту и ван Бастену после Чемпионата Европы 88 года. Карьера "Черного тюльпана" достигла апогея, но над его головой начали сгущаться первые грозовые тучи.
Итальянский мундиаль 1990 года. Никогда, пожалуй, от Рууда не требовали столь много и никогда ещё ожидания не были так жестоко обмануты. Он, в переносном смысле, стал Фаэтоном - сыном солнца, по известному приданию, опалившим мир, не сумев совладать с огненной колесницей. Колесницей, образно назовем атаку "оранжевых", действенно управлять которой на том турнире звездный игрок оказался совершенно не пригоден. Почему и вследствие чего - ответить проблематично и саму ситуацию, если и делать это, то следует рассматривать лишь при совокуплении многих объективных факторов. Сам Гуллит пытался истолковать её накопленной за долгий сезон моральной усталостью, а также рецидивом в прошлом перенесенной травмы колена. Как бы то ни было - ведущий конструктивный футболист в составе голландцев выступил явно ниже привычного уровня и сборная остановилась на стадии 1/8 финала.. Частично Рууд реабилитируется двумя годами позже, когда "оранжевые" едва не выйграют европейское первенство во второй раз подряд. Более подробно перипетий и идеологической нагрузки этого соревнования мы касались в репортаже, посвященной другой легенде нашего футбола Хансу ван Брекелену. Здесь же попробуем ограничиться одной, повсеместно распространенной на востоке фразой: "Наша овца дошла бы до Мекки, если бы её не съели волки"..
В 1991 новым Мистером, то есть тренером, "Милана" стал приглашенный на смену Ариго Сакки Фабио Каппело. Итальянский специалист, патологически не воспринимающий футболистов "оранжевых"(достаточно будет упомянуть фамилии Давидса и Клюйверта), отрядил легионера из Нидерландов на "неродной" правый фланг полузащиты, а впоследствие, осознав полную несостоятельность своих же начинаний, не нашел ничего более достойного, как откровенно игнорировать присутствие "Черного тюльпана", всем своим видом наглядно демонстрируя редкое нежелание видеть в последнем игрока основного состава. Возникла ситуация, точь-в-точь описанная поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым:
**Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь.
______
Цветок зазиял на высокой груди,
Красиво горящий багрец…
"Безумный певец, ты мне страшен, уйди".
Но мертвенно бледен певец**

Разрубить "гордиев узел" во взаимоотношениях тренера и игрока не удалось. Сезон 1993/1994 Рууд отыграл в "Сампдории" и отыграл, в высшей степени, превосходно; забил 15 мячей, выйграл с командой Кубок Италии - показал, одним словом, что списывать со счетов его пока рано. Голландца признали лучшим игроком серии А за 1994 год, а восхищенный футболом Гуллита президент "Милана" Сильвио Белрускони возжелал возвратить полузащитника обратно. Но истории, если верить предположению Карла Маркса, свойственно повторяться дважды: в первый раз это выглядит как трагедия - во второй как фарс. Он вновь не сойдется взглядами с Капелло и снова покинет "Джузеппе Меацца". Навсегда.
**Порвалися струны, протяжно звеня,
Как арфу его я разбил
За то, что он плакать заставил меня,
Властителя гордых могил.**

Не нашел Рууд общего языка и с другим тренером. Речь идет о Дике Адвокаате, в интеллектуальном здоровье и отсутствии всяческой гибкости которого болельщики "оранжевых" смогли сделать, думаю, определенные выводы, посмотрев хотя бы некоторые матчи относительно "свежего" турнира Чемпионата Европы. По ведомым, очевидно, только ему соображениям он не предусмотрел места для Гуллита в официальной заявке сборной на ЧМ 94. Удивляться, впрочем, границ не имеющему идиотизму этого наставника - как-то не приходится, но вот "Черного тюльпана", по собственному признанию мечтавшего завершить выступления за национальную команду на мажорной ноте, жаль отнюдь не меньше. Bella mihi, video, bella parantur, ait (лат.). - "Вижу готовят войну, на меня восстают, так сказал он"... В 66 играх, проведенных в составе "оранжевых", полузащитник/нападающий записал на свой счет 17 голов. Первый из них состоялся 22 сентября 1983 во встрече с Ирландией(2:1), последний - 16 декабря 1992 в гостевой игре против Турции, завершившейся победой Нидерландов 1-3.
Доигрывал Гуллит в "Челси". Там ему, как когда-то в "Фейеноорде", пришлось занять позицию последнего защитника. Мастер справился.. Интересно, что новые хозяева "аристократов" во главе с Абрамовичем и Моуриньо по максимуму оценили вклад футболиста в историю столичного клуба. По их приглашению он посетил "Стамфорт Бридж", где воочию мог лицезреть строящуюся инфраструктуру команды и в доверительной беседе с её руководителями свободно высказаться на все волнующие темы.. А вообще у Рууда осталось много друзей со времен выступлений и за ПСВ, и за сборную, и за "Милан", и за "Челси". Приветливый, легкий и открытый в общении, он не умел держать дистанции, и люди отвечали чуждому любого высокомерия голландцу тем же.
В этой работе мы полагаем правильным воздержаться от спекуляций на тему Гуллита-тренера. Бессмысленным, в нашем понимании, будет рассуждать, например, о зарезервировавшим за Руудом авторское право "эротическим футболом" или касаться недавнего опыта работы "Черного тюльпана" в роттердамском "Фейеноорде", который, как верно подметила одна уважающая себя редакция, на протяжении всего сезона представлял собой "колоса на глиняных ногах", малопонятным образом совмещая мощную атаку с абсолютно беззубой обороной. К чему все это? Да и лучше самого голландца не скажет никто: "Быть тренером совсем не смешно. Вы должны выплеснуть на эту профессию всю свою ненависть. Неудивительно, что многие наставники слишком рано седеют, а иные и вовсе переживают сердечные приступы. Мне нравилось работать с игроками, я наслаждался, создавая команду. Однако все остальное я презирал".

_ _ _ "И с этими словами я возношусь в края ледяных гор и исчезаю навсегда". _ _ _

 

Клубы:

 

ДВС Амстердам (1978-1979 гг.), Хаарлем (1979-1982 гг.), Фейеноорд (1982-1985 гг.), ПСВ Эйндховен (1985-1987 гг.), все Голландия; Милан (1987-1993, 1994 гг.), Сампдория (1993-1994, 1994-1995 гг.), оба Италия; Челси (1995-1997 гг.), Англия.

Награды:

Чемпион Голландии (3 раза): 1983/84, 1985/86, 1986/87 гг.
Обладатель Кубка Голландии (1 раз): 1983/84 гг.
Чемпион Серии А (3 раза): 1987/88, 1991/92, 1992/93 гг.
Обладатель Кубка Италии (1 раз): 1993/94 гг.
Обладатель Суперкубка Италии (2 раза): 1992, 1994 гг.
Обладатель Кубка европейских чемпионов (2 раза): 1988/89, 1989/90 гг.
Обладатель Суперкубка Европы (1 раз): 1990 г.
Обладатель Межконтинентального кубка (1 раз): 1990 г.

Автор текста: Антон Быков